Французька осінь українського професора. Частина третя: ЛІЦЕЙ MFR SEVREUROPE

Ну вот наконец и пришло время рассказать о лицее, в котором я прохожу стажировку, вернее проходила, так как она, к сожалению, стремительно подходит к концу… Но все же надеюсь, что вы со мной согласитесь: лучше позже, чем никогда!

Выбор лицея для стажировки, как оказалось позже, был связан с тем, что тут в свое время училась и познакомилась с мужем со-президент ассоциации «Amitié Sans Frontières» Hélène MAURY, пригласившая меня на стажировку. У нее сегодня, кстати, день рождения – ей исполнилось 63 года, с чем я ее сердечно поздравляю!

Лицей MFR SEVREUROPE расположен в небольшом городке Брессюир на западе Франции и был создан довольно давно, еще в 1971 г.

На территории лицея, где за моей спиной – здание секретариата

Лицей является частным, то есть все без исключения студенты должны оплачивать свое обучение. Средняя по видам обучения стоимость составляет 1950 € в год. При этом для студентов дополнительно имеется возможность получать полноценные обеды (полу-пансион), это плюс еще 770 € в год. Кроме того, студенты младших курсов в обязательном порядке должны проживать в общежитии, и соответственно получать вытекающее из этого трехразовое питание, за что родителям тоже нужно будет выложить 2050 € в год. В принципе, если студент старших курсов живет далеко, например, на дальней ферме или в соседнем городке, и родители не видят смысла в расходах на его ежедневные поездки (по словам студентов, проезд в автобусе достаточно дорогой), а водить машину он еще не умеет (что довольно сложно себе представить – практически каждый совершеннолетний француз водит машину или мотоцикл), то в этом случае также может быть заключен контракт на проживание в общежитии и питание на сумму, указанную выше. Однако с целью экономии и обеспечения собственной автономности взрослые студенты этим практически не пользуются.

Если все расходы на обучение сложить и добавить затраты на транспорт, дополнительное питание, одежду, развлечения…, то выходит немалая сумма. Однако во Франции существует большое количество государственных и региональных программ поддержки молодежи и семей с невысоким доходом, которые предполагают ежемесячную компенсацию части затрат на обучение детей. Например, «моя первая» семья, где мама работает в данном лицее преподавателем с зарплатой 1800 €, а папа – на промышленном предприятии инженером с зарплатой 2200 €, ежемесячно от государства получает 300 € в качестве частичной компенсации затрат, которые они несут на обучение старшей дочери в университете, при том, что есть еще средняя дочь, обучающаяся бесплатно в государственном лицее и младший сын – в школе.

По окончанию двухлетнего периода обучения студентам лицея выдается диплом «bac», а еще через два года – диплом «BTS». Спрашиваете – что это такое? Пожалуйста: имея на руках диплом «BTS», француз в любом возрасте без проблем поступает в университет, где через год обучения получит диплом «Licence», а при желании еще через два – диплом «Master», эквивалентный нашему диплому «Магистр». Так что мой лицей – это что-то вроде нашего техникума, специализирующегося на сельском хозяйстве.

Однако система обучения в лицее в корне отличается от системы, применяемой в других французских лицеях и университетах, а тем более, от украинской. Это связано с тем, что лицей применяет альтернативную систему профессиональной подготовки, воспитания и становления студента как личности и гражданина, вникнуть во все тонкости которой мне и предстояло в рамках данной стажировки.

Первой, и, наверное, основной отличительной особенностью обучения студентов в лицее, является чередование лекционного материала и практической подготовки. Уверена, что в этом месте вы мне сразу же возразите, так как у нас, мол, то же самое – есть лекции и практические занятия, закрепляющие материал. Да, отчасти вы правы: названия одинаковые, а вот в содержании есть огромная разница.

Каждый студент, проходящий обучение в лицее, половину отведенных на год календарных недель (а именно – 20) проводит непосредственно в его корпусах, где пять дней в неделю посещает занятия, а оставшуюся половину общего количества недель – на конкретном сельскохозяйственном предприятии региона, деятельность которого должна быть связана с выбранной студентом специализацией. Это предприятие студент должен найти самостоятельно и дальше выполнять на нем различные виды работ наряду с основным персоналом. Если студенту очень повезет, то за его работу ему даже заплатят заработную плату… Однако такое происходит крайне редко и подавляющее большинство проходит данную практическую подготовку бесплатно, и совершенно не считает это чем-то зазорным или обидным.

Общий годовой план обучения различных групп в лицее смоделирован таким образом, чтобы оптимизировать и уровнять в течение года нагрузку на преподавателей, столовую и общежитие. Для этого график чередования видов обучения меняется в зависимости от конкретной специальности, выбранного уровня и года обучения, количества студентов в группе и календарного периода. Например, одна группа в сентябре первую неделю проводит на предприятии, вторую – в лицее, третью и четвертую – на предприятии, пятую, шестую – в лицее и т.д. Вторая группа – первые две недели проводит в лицее, следующие три – на предприятии, потом три в лицее и т.д. Третья группа три первые недели занимается в лицее, потом неделю на предприятии, две недели в лицее, потом пять недель на предприятии и т.д. Исходя из этого, расписание занятий формируется не на семестр, как у нас, а на конкретную неделю, проводимую группой в стенах лицея.

Каждый понедельник в 8 утра все студенты, которые по плану должны провести предстоящую неделю в стенах лицея, приезжают с большими чемоданами и бросают их около лестницы на первом этаже общежития (которое бывает женским и мужским). Причем входная дверь большую часть дня остается открытой, и нет ни охранника, ни вахтера. Сначала все приходят в свой корпус, получают расписание на неделю и дальше идут в аудиторию заниматься. В перерыве между занятиями – обед, после них в 19.00 – ужин. Потом два часа студенты общаются между собой, играют в настольные и подвижные игры и только в 21.00 происходит поселение. Каждое же утро пятницы студенты свои собранные чемоданы опять спускают на первый этаж общежития, идут на занятия, а после них – забирают свои вещи и едут домой. И так происходит каждую неделю – что-то вроде «кругооборота студентов в лицее».

Второй особенностью является то, что в конце первого года обучения на получение диплома «BTS» каждый студент обязан пройти зарубежную месячную стажировку, целью которой является детальное ознакомление с опытом ведения сельского хозяйства за рубежом. Так вот, начиная с 1988 г. такую стажировку успешно прошли 638 студентов лицея, из них 16 – в Украине!!! Даже Италия привлекла всего 15 студентов, а США и вовсе только 3, представляете? При этом наибольшее количество студентов в качестве страны прохождения стажировки выбирало Канаду – 172 студента. И видимо неспроста!

О необходимости прохождения такой стажировки, требованиях к написанию отчета и способах его защиты студенты предупреждаются заблаговременно – в конце сентября на специальном установочном занятии. И дальше начинается самостоятельный, но не долгий по времени, поиск студентом страны и конкретного предприятия. К середине октября каждый студент обязан подать ответственному за стажировку преподавателю все необходимые данные. При этом все расходы на стажировку студент несет самостоятельно, о чем также предупреждается заранее. Средняя сумма, которую необходимо будет выложить за такую стажировку – 2200 €, однако есть страны с более низким и более высоким уровнем затрат, что, по всей видимости, и является основным критерием выбора. Но после окончания стажировки часть затрат может быть также компенсирована министерством, если будут обоснованы веские причины для этого и предоставлена полная информация по расходам.

Кроме того, несколько раз за семестр (конкретное количество варьируется в зависимости от выбранной специальности – от одного раза до трех) каждая группа по плану должна пройти ознакомительную короткую стажировку в различных организациях и предприятиях города и его окрестностей с целью детального ознакомления с особенностями их деятельности. Организационно это происходит так: студентов собирают в аудитории и выдают перечень предприятий с контактами, список закрепления студентов за каждым предприятием, детальный план того, что нужно сделать в ходе стажировки. Преподаватели же заблаговременно находят места таких стажировок, связываются с ответственными лицами и договариваются о том, что небольшая группа студентов в составе 5-6 человек, в определенную дату и время посетит их предприятие с целью сбора определенной информации. Продолжительность такой стажировки зависит от масштабов предприятия и может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней. По итогам данной стажировки студенты пишут один отчет на всю подгруппу в объеме не менее 30 страниц и через неделю после прохождения стажировки совместно презентуют его в специально отведенное время перед своей группой и ответственными преподавателями.

Третья особенность связана с организационной структурой управления лицеем: в ней нет ни кафедр, ни привычных нам деканатов. Есть только секретариат с директором, и пять бюро, по 2-7 преподавателей в каждом. Бюро отвечают за учебный процесс определенных специальностей и для этого преподаватели, при помощи программного обеспечения, разработанного специально для лицея, готовят план обучения, расписание для каждой группы на каждую неделю и другие документы организационного характера. При этом работу преподавателей никто не контролирует, если не считать еженедельного собрания в 9.00 в понедельник, которые проводит директор с целью ознакомиться с планами каждого преподавателя относительно видов занятий на текущую и следующую недели.

Во время работы в «моем» бюро, где кроме меня еще пять преподавателей работают

Каждый преподаватель работает четыре дня в неделю с 8.00 до 18.00 при наличии обязательного часового перерыва на обед и послеобеденную сиесту. Все рабочее время он занят поиском новых возможностей для прохождения студентами стажировок и их непосредственной организацией; созданием и организационным сопровождением новых форм проведения занятий; подготовкой раздаточного материала и презентаций для своих дисциплин… При этом сами занятия со студентами преподаватель проводит не чаще, чем три раза в неделю (!) и в большинстве случаев не один. Продолжительность же каждого занятия не фиксирована как у нас, а изменяется в зависимости от цели и выбранного объекта изучения – от 40 минут до 20 часов! Исходя из этого, звонков нет, а занятия в разных группах начинаются и заканчиваются в разное время. Например, первое занятие у одной группы начинается в 8.00 и заканчивается в 10.00, в то время как у другой группы – с 9.00 и до 12.30.

После представления меня студентам все четверо преподавателей начали проводить занятие

Ну и самое интересное, на мой взгляд, в учебном процессе лицея – это форма непосредственного проведения занятий, что следует выделить как четвертую особенность. Первые две недели каждый день разработанного специально для меня плана стажировки был расписан с 8.00 и до 18.00, а иногда даже с 4.00 и до 23.00, и при этом ни разу форма проведения занятия не повторилась!!! Какие только занятия я не посетила: и лекция на открытом воздухе (между прочим, под моросящим дождем) с использованием специальных измерительных инструментов; практическое занятие в гараже действующей фермы с целью закрепления знаний по конструкции сельскохозяйственных машин, полученных ранее на лекциях; посещение Европейской выставки сельскохозяйственных достижений в городе Клермон-Ферран, расположенного в центре Франции за 480 км от Брессюира… За три дня данную выставку посетило 85 тысяч человек, и вы не поверите – я даже слышала украинскую речь!!! Кроме того, было приглашение различных экспертов и общественных деятелей, которые раскрывали студентам отдельные теоретические вопросы, специалистами в которых они являются; посещение различных предприятий, организаций, лабораторий… При этом перед началом каждой формы проведения занятия студенты получали на руки специальный бланк с вопросами, на которые они должны были найти во время занятия конкретные ответы.

Конечно же, применяются и такие общепринятые формы проведения занятий, как лекции и практические, однако в этом случае студенты почти ничего не пишут, в отличие от наших, так как им на руки выдаются распечатки презентаций, раскрывающих все вопросы лекции и эти же презентации дублируются проектором на доску. Основная же задача лектора состоит в максимальном раскрытии изложенного в презентации материала. Надеюсь, что нет необходимости уточнять, что все аудитории лицея снабжены видеопроекторами, а все окна – ролетами с автоматическим управлением…

С целью обеспечения маневренности, автомобильный парк лицея имеет различные виды транспортных средств – от легкового автомобиля до автобуса, рассчитанного на 50 человек. Автобусом управляет водитель, находящийся в штате лицея, а легковым автомобилем и микроавтобусом – обычные преподаватели, которые каждый раз перед поездкой должны отметить в специальном журнале дату, время и показания спидометра. А в случае, если занятие рассчитано на более длительное время и студенты не успеют к обеду вернуться в лицей, то они обычно приходят к машине подготовленными – с подушками (что меня сначала немного позабавило, а потом я поняла, что они «мають рацію»), а столовая снабжает группу необходимым набором продуктов для проведения так называемого «пикника», то есть небольшого перекуса на природе.

На мой взгляд, очень полезным также является использование в учебном процессе так называемого «тромбиноскопа», который среди прочего автоматически формируется указанным выше программным обеспечением. Не смотря на странное и не совсем благозвучное для нашего уха название, тромбиноскоп – это лист бумаги, на котором распечатаны фотографии всех студентов группы в размере 2,5х1,5 см с указанием имен и фамилий каждого студента. Такой лист есть у каждого преподавателя, куда он дополнительно заносит всю необходимую оперативную информацию. Мне кажется, что и в наших условиях такой лист не помешал бы, например, при проведении экзамена для идентификации некоторых студентов, которые во время учебного процесса строят свою профессиональную карьеру или … «собирают помидоры в Польше»…

Тромбиноскоп одной из групп BTS

Пятая особенность заключается в обеспечении чистоты без уборщиц! Есть только две девушки, работающие на кухне, которые каждую пятницу выполняют дополнительно работы по сбору грязного белья из общежитий, его стирки в стиральных машинах, санитарной обработки туалетов. И все… Оказалось, что чистоту поддерживают сами студенты и преподаватели! Все очень просто – каждый день после окончания последней пары студенты вместе с преподавателем берут специально приготовленные для этого щетки и «играючи» подметают в аудитории, коридорах, выносят накопившийся за день мусор. То же самое происходит и в столовой после ужина. Они все это делают так стремительно, что на это уходит не больше 3-5 мин. Я даже не успеваю дожевать свой ужин, а они уже подняли все стулья, подмели, опустили их назад и переодевшись в специальные халаты пошли помогать мыть посуду… Вот это я понимаю – уровень самоорганизации и самодисциплины!!!

Ну и напоследок хочется отметить довольно интересную вещь: студентам запрещено пользоваться телефонами и Интернетом на территории лицея – как в учебное время, так и по его окончании. В лицее есть только одна точка доступа к проводному Интеренету – это библиотека. Однако большую часть времени (с раннего утра и до самой полночи) в библиотеке можно было встретить только одного человека – украинского профессора, который проходит в лицее стажировку… Студенты же заходят в библиотеку крайне редко, а все свое свободное время они проводят в игровых залах, на спортивной площадке, в общении друг с другом… Они, конечно же, пользуются телефонами, но крайне редко, и связано это, насколько я поняла с тем, что во Франции очень дорогая связь.

Можно еще много чего интересного рассказать, но уже довольно поздно, в библиотеке достаточно холодно и очень сильно хочется спать! Иду в общежитие с надеждой на то, что в скором будущем все мои положительные впечатления будут воплощены в жизнь и у нас и тогда французы к нам начнут ездить за опытом и писать такие же восторженные заметки!

Так что до встречи на Родине!

С наилучшими пожеланиями, соскучившийся по Родине профессор кафедры менеджмента и бизнес-администрирования

Захарова Оксана Владимировна